Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.03.2024, 19:03

"БАЛТИЙСКАЯ ЗВЕЗДА"

Меню сайта

  • Главная страница

  • Плавание

  • Художественная гиманастика

  • Информация для посетителей

  • Познавательная информация

  • Тренерский состав

  • Галерея

  • Форум
  • Категории раздела
    общая [7]
    Наш опрос
    Ваше мнение о нашем бассейне
    Всего ответов: 91
    Форма входа

    Каталог статей

    Главная » Статьи » общая

    всё, что вы хотели знать о семейном плавании
    Ключевые слова: семья, здоровье детей и взрослых, оздоровительное плавание.
    Сегодня особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков. Их численность в общей массе населения уменьшилась на 4,2 млн и составляет в настоящее время 35 млн. Около 75% детей младшего школьного возраста имеют серьезные отклонения в уровне здоровья. Здоровых детей среди младших школьников - 10-12%, а среди старших - всего 5%. Более чем у 50% детей разного возраста диагностируются хронические заболевания.
    Общая заболеваемость среди 8-10-летних подростков за последние 3 года увеличилась на 14,7%. Кроме того, в течение последних 5 лет свыше 70% детей находились в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, в результате чего отмечен рост депрессий, неврозов, алкоголизма, табакокурения и наркомании, преступности. Сегодня около 2,5 млн детей и подростков страдают психическими расстройствами, более 3 млн алкогольно зависимы (В.П. Казначеев, 1996).
    Сложная социально-экономическая ситуация влияет на рост показателей детской безнадзорности, беспризорности и социального сиротства. Ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. По данным проведенного в сентябре 2002 г. межведомственного обследования, образовательные учреждения не посещают около 70 тыс. детей. ("Российская газета", 2002).
    Таким образом, в настоящее время назрела ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья населения, формированию новых ценностных ориентиров молодежи, высокого уровня гражданственности.
    Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и в обществе в целом.
    Совместные занятия физической культурой и спортом родителей с детьми в немалой степени способствует духовному сближению старших и младших членов семьи, что является основой взаимопонимания между ними. Так, например, во время походов и прогулок каждый член семьи выполняет определенные обязанности.
    Одним из вариантов совместного времяпрепровождения является плавание. Однако все программы предназначены только для использования в однородном коллективе. Практически отсутствуют программы занятий для семейных групп.
    В связи с этим нами была разработана и апробирована комплексная методика оздоровительного плавания для семейных групп с детьми 8-12 лет и их родителей 27-35 лет.
    С целью определения воздействия занятий по комплексной методике оздоровительного плавания на организм детей и родителей нами проводилось исследование изменений физического, психического и морфофункционального состояния занимающихся до проведения эксперимента и после 6 месяцев занятий.
    Исследования проводились на базе бассейна с изменяющейся высотой дна фитнес-клуба "Новый Мир". В эксперименте принимали участие 9 детей 8-12 лет и 8 взрослых 27-35 лет.
    Занятия проводились 2 раза в неделю и включали в себя 30- минутные упражнения на воде.
    В воде занятия строились по трехчастной системе. В подготовительную часть занятия включались плавательные упражнения, шаговые и беговые упражнения невысокой координационной сложности. В подготовительную часть занятия (продолжительностью 7-10 мин) включалось 10-12 упражнений, выполняемых одновременно родителями и детьми.
    Основная часть занимала 20-22 мин. В нее включались 20 упражнений по обучению плаванию, профилактике остеохондроза, соревнования и эстафеты. Соревнования и эстафеты применялись для повышения ЧСС у занимающихся после выполнения упражнений по обучению плаванию, а также для повышения эмоционального фона занятия и совместной деятельности детей и родителей.
    Заключительная часть занятия (продолжительностью 5-7 мин) содержала 5 упражнений, включающих самомассаж, расслабление и совершенствование дыхания.
    Занятие заканчивалось проплыванием дистанции 50-100 м с низкой интенсивностью.
    С целью оценки исходного уровня физического развития детей 8-12 лет использован экспресс-тест В.С. Язловецкого (1987). Тест включал 6 параметров, по общей сумме баллов определялся уровень здоровья.
    По полученным данным, 52% детей 8 - 12 лет имеют "средний" уровень физического развития, в то время как у 43% отмечен уровень развития "ниже среднего" и "низкий", и лишь 5% детей отнесены к уровню физического развития "выше среднего".
    Для оценки исходного уровня здоровья взрослых использовался тест Г.Л. Апанасенко (1988). Уровни здоровья делятся на 5 категорий. По каждому из показателей начисляются соответствующие баллы, которые суммируются, и по сумме находится уровень здоровья. Так, 66,7% родителей имеют уровень физического развития "ниже среднего", 33% - "средний".
    После 6 месяцев регулярных занятий 69% детей достигли "среднего" уровня физического развития и 31% - "выше среднего". "Средний" уровень развития имели 64% взрослых и "выше среднего" - 36% .
    У взрослых влияние занятий на общую работоспособность определялось по результатам Гарвардского степ-теста: у 82% женщин 27-35 лет исходный показатель оценивался как "хороший" и у 80% - как "очень хороший"
     Пульсовая кривая урока оздоровительного плавания в семейных группах
    Для исследования общей работоспособности детей был использован облегченный вариант Гарвардского степ-теста - М-тест, в ходе которого был выявлен "хороший" уровень работоспособности у 53% имеют и "удовлетворительный" - у 47% .
    Через 6 месяцев занятий выявлено значительное улучшение показателей: у родителей - на 6,8 балла, у детей - на 8,9 балла. Уровень работоспособности оценивался как "отличный".
    Для оценки функционального состояния занимающихся нами применялись: проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи). В результате 6 месяцев занятий выявлено достоверное увеличение времени задержки дыхания на вдохе и выдохе (р<0,001), что свидетельствует об улучшении функционального состояния дыхательной системы.
    Для определения динамики реакции организма на нагрузку мы использовали пульсометрию.
    Разнообразие упражнений и игр делало занятие более эмоциональным. Это позволило относительно высоко поднимать кривую физиологической нагрузки без большого утомления центральной нервной системы.
    На рисунке приведены кривые ЧСС на занятии оздоровительным плаванием в семейных группах у детей 8 и 12 лет и их родителей 27-35 лет.
    Согласно рисункам максимальная ЧСС у детей 8 и 12 лет при плавании кролем на груди с движениями ногами равнялась 150-155 уд/мин. Увеличение пульса по сравнению с исходным составило 55%.
    Исследования показали, что средние данные и максимальные показатели ЧСС во время оздоровительных занятий по плаванию у детей и взрослых находятся в пределах допустимых величин, определенных Ю.И. Савченковым и Т.Ф. Венгер ,А.В. Кенеман и Д.В. Хухлаевой 
    С целью изучения влияния занятий на эмоциональный контакт родителей с детьми и отношение детей к своей семье нами применялись методики PARI и Рене Жиля.
    Исследования показали, что у родителей уменьшилась эмоциональная дистанция с ребенком, появилось стремление ускорить его развитие, у 65% взрослых улучшился контакт с детьми.
    У 73% женщин снизились раздражительность, суровость. Чрезмерное вмешательство в мир ребенка после эксперимента уменьшилось у 45% взрослых.
    У детей появилась любознательность, повысились стремление к доминированию, общительность, снизились закрытость, отстраненность.
    На вопрос об эмоциях, которые наиболее точно описывают психическое состояние во время занятий оздоровительным плаванием в семейных группах, после эксперимента 78% детей ответили, что чувствуют радость и веселье, у 100% детей проявился интерес к занятиям. В то же время 88% родителей испытывают удовлетворение от продуктивных результатов своих детей и улучшение самочувствия.
    Психологический климат в группе можно оценить как дружелюбный, теплый, благоприятный, что позволяет сделать вывод о том, что занимающиеся удовлетворены занятиями, общением друг с другом.
    Таким образом, выявлено положительное влияние занятий оздоровительным плаванием в семейных группах.
    Категория: общая | Добавил: balticstar (29.04.2008)
    Просмотров: 1238 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Поиск
    Друзья сайта
  • Все для спортивного плавния и о нём
  • FAQ по системе
  • Разработка и продажа программного обеспечения

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz